Консультации для родителей
21.10.2025
"Формируем культуру безопасного поведения на дороге
13.10.2025
«По дороге в детский сад
Мы пойдем с тобой, малыш.
Улыбаясь светофору,
Влево, вправо поглядишь.
Чтобы день такой чудесный,
Омрачить не смел никто,
Правила движенья вместе
Мы усвоим? Да, легко!»
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной. Обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей.
Особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьезные трудности и опасности. Сегодня практически около каждого здания припаркован не только легковой, но и грузовой транспорт, поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Поэтому, переходя дорогу с ребенком, родители не должны допускать движения на красный и желтый сигналы светофора, спешки на проезжей части, бега через дорогу к маршрутке или троллейбусу. Во время прогулок взрослым следует обращать внимание детей на стоящие во дворе или движущиеся по дороге автомобили, при этом уточнять части той или иной машины (кабина, колеса, руль и т. д.), называть цвета светофора и объяснять, что означает каждый его сигнал, показывать, где можно ходить людям, а где движутся автомобили. Постепенно у детей обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки. В старшем возрасте представления детей о правилах дорожного движения необходимо расширять: улица широкая или узкая, автомобили движутся по проезжей части, пешеходы ходят по тротуарам, а улицу переходят по пешеходному переходу. Дети узнают, что люди ездят на легковых автомобилях, троллейбусах, автобусах, грузы перевозят на грузовых машинах, а автомобилем управляет водитель. Во время прогулок, похода в детский сад или из детского сада домой родители должны обращать внимание детей и на дорожные знаки, которые встречаются им по пути. Полученные знания закрепляются и расширяются в повседневной жизни воспитателями и родителями, но следует помнить, что одно неправильное действие взрослых на глазах у ребенка или вместе с ним при переходе улицы, является плохим примером для ребенка.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.
Общие представления:
Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках).
Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы.
Знать следующие правила дорожного движения:
Переходить улицу только на зеленый свет светофора.
Не играть на дороге или около проезжей части.
Переходить улицу только по пешеходному переходу.
При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
Знать устройство проезжей части.
Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Знать правила поведения в транспорте:
Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.
Не стоять у дверей.
Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
Не ходить никуда без разрешения взрослых.
Играть только на детской площадке.
Не играть близко от проезжей части дороги.
Не кататься по проезжей части дороги.
Запомните, если мы будем подходить к вопросам обучения правилам безопасности ответственно, нам не страшно будет отпустить детей в их собственную свободную жизнь.
Игры-драматизации как средство развития речи детей
08.10.2025
Театрализованная деятельность основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющим все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление).
Одной из форм театрализованной деятельности являются игры-драматизации.
Игра-драматизация – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало. Развивает способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию.
Игры-драматизации помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию мышления, настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, игры-инсценировки требуют от ребенка решительности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка формируется умение комбинировать образы, интуиция, смекалка, способность к импровизации. Ребенок раскрепощается, повышается самооценка. Ребенок, играя в роли, показывает свою позицию. Умения, знания и фантазию. Замечает и оценивает свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными.
Игры-инсценировки совершенствуют все стороны речи, развивают её образность и выразительность. У ребенка формируется умение задавать вопрос, отвечать на него, подать реплику. Эти умения особенно важны в младшем возрасте для развития диалогической речи.
Игры - драматизации включают в себя инсценирование песен, инсценирование сказок, инсценирование литературных текстов, инсценирование потешек, игровое творчество детей.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Произносимые реплики ставят его перед необходимостью грамотно изъясняться. Улучшаются диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств и эмоций, мышления., воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных).
С 3-4 лет можно разыгрывать сказки: «Теремок», «Коза-дереза», «Бычок, смоляной бочок» и др. Дети с удовольствием самостоятельно показывают спектакли на пальчиках, как по сказкам, так и собственного сочинения.
В ходе игры хорошо использовать настольную ширму, за которой будут меняться актеры и декорации. Ширма для пальчикового театра продается в магазине, но ее легко сделать самим. Для этого можно использовать лоскут ткани, накинутый на веревочку, раскрытую книгу или большую коробку из-под обуви.
И сам театр легко самостоятельно сделать. Здесь может пригодиться все, начиная от пробок от шампуня и заканчивая шляпками от желудей. Кукол можно связать, сшить или вообще скомбинировать из различных материалов. К картонному туловищу, например, можно сшить костюм, а затем приклеить ручки и ножки. Многообразие вариантов бесконечно. Ваш ребенок с удовольствием будет вам помогать, да и любить «своих» кукол он будет гораздо сильнее.
Особой популярностью пользуется у детей и взрослых пальчиковый театр. Он особенно полезен для развития мелкой моторики рук, а в возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму. С самого раннего возраста можно показывать ребенку спектакли на пальчиках. В нем все герои, сцена и сюжет расположены… на одной или двух руках. Для этого есть специальные пальчиковые куклы. Они изготовлены из ткани, дерева. Их можно найти в продаже.
Достоверность образа можно считать одним из важных признаков качественной игрушки. У кукол - мягко прорисованные выразительные лица без оттенка сатиры в образе, у зверей - характерные черты того или иного животного.
Деревянные игрушки могут выглядеть как крошечные головки персонажей, а могут быть целой фигуркой с головой, туловищем, руками, ногами или лапками (если это животное). Можно встретить даже деревянного Змея-Горыныча с тремя головами.
Детали тканевых или комбинированных кукол должны быть выполнены из качественных материалов и хорошо крепиться между собой.
Деревянные куколки имеют углубление для пальца, поэтому, при выборе игрушки, важно обратить внимание на размер этого углубления. Куколка должна плотно облегать палец, не выскакивая из него и наоборот, не сдавливая слишком туго. Тонкая и нежная кожа ребенка уязвима, поэтому дерево должно быть хорошо отшлифовано.
Эти простые и недорогие игрушки позволят вам вместе с ребенком устроить настоящий театр. Наденьте сначала на свой палец одну куколку и с ней разыграйте простой сюжет, любимую сказку, например, «Колобок». Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с вами и малышом, создавая ощущение того, что он - живой актер.
Учимся, играя!
Консультация для родителей «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников»
10.11.2025
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о важной и очень доброй теме — о роли русской народной игрушки в воспитании наших детей.
В современном мире, заполненном ярким пластиком и электроникой, простая матрешка или глиняная свистулька могут показаться старомодными. Но именно в этой простоте и мудрости заключена огромная сила, которая помогает заложить в душе ребенка первые ростки любви к своей Родине.
Что такое патриотизм для малыша 3-4 лет? Это не скучные лекции о стране и не заучивание дат. Для ребенка младшего дошкольного возраста патриотизм — это, прежде всего:
1. Любовь к своей семье и дому.
2 Привязанность к детскому саду, своим воспитателям.
3 Ощущение радости и гордости от того, что он живет B России.
4. Знание и восприятие народного фольклора (Сказок, песенок, потешек).
5 Интерес к традиционным праздникам и игрушкам. И именно народная игрушка становится для ребенка первым и самым доступным «учебником» родной культуры.
Почему народная игрушка так полезна для малыша?
1. Развивает эмоциональную сферу. Народные игрушки (матрёшки, неваляшки, богородские медведи и зайцы) чаще всего изображают добрых, неагрессивных персонажей. Они несут в себе позитивный заряд, учат ребенка добру, сопереживанию.
2. Формирует эстетический вкус. Яркие, но гармоничные цвета (желтый, красный, синий, зеленый), природные материалы (дерево, глина, ткань), плавные линии — все это знакомит малыша с канонами национальной красоты.
3. Стимулирует познавательный интерес.
Матрешка - учит понятиям «большой-маленький», «больше-меньше», развивает логику и моторику.
Пирамидка - помогает освоить цвет, размер, координацию движений.
Глиняные свистульки - развивают слух и дыхательный аппарат.
Богородская игрушка - («Кузнецы», «Клюющие курочки») знакомит с принципом движения, механики.
4. Связывает поколения. Играя в тe же игрушки, в которые играли его бабушки и дедушки, ребенок незримо чувствует связь со своей семьей и историей своего народа.
Какие народные игрушки наиболее актуальны для детей 3-4 лет?
1. Матрёшка. Это символ России и идеальная развивающая игрушка для данного возраста. Она многофункциональна: ее можно разбирать и собирать, сравнивать сестричек, выстраивать B ряд, устраивать кукольный театр.
2. Неваляшка (Ванька-Встанка). Простая, но завораживающая игрушка. Она успокаивает малышей, развивает зрительное восприятие и вызывает радостные эмоции. Ее устойчивость — это своеобразный образ стойкости и доброты.
3. Деревянные пирамидки. В отличие от своих пластиковых собратьев, они часто имеют нестандартную форму (бочоночки, колесики), что делает сборку более осмысленной и тактильно приятной.
4. Глиняные свистульки и погремушки. Игрушки, которые дают опыт взаимодействия с природным материалом, развивают слух и дыхание.
5. Тряпичные куклы-обереги (Закрутки). Простейшие куколки, безликие и сделанные из лоскутков. Они безопасны и отлично подходят для сюжетно-ролевых игр. Их безликость позволяет ребенку самому «дорисовать» эмоции кукле.
6. Богородская игрушка. Для начала подойдут простые фигурки животных (медведь, заяц, лиса) или знаменитые «Кузнецы». Они знакомят ребенка с народным промыслом и очень нравятся детям своей динамикой.
Как мы можем играть с народной игрушкой дома?
° Рассказывайте сказки. Пусть матрешка станет героем сказки «Репка» (дед, бабка, внучка и т.д.), а деревянные звери разыграют «Теремок».
° Обыгрывайте потешки и песенки. «Кисонька-мурысонька», «Идет коза рогатая» — все эти фольклорные тексты оживут, если в руках у вас будет соответствующая игрушка.
° Организуйте сюжетные игры. Накройте для матрешек стол, уложите их спать, покатайте на машинке. Народная игрушка прекрасно вписывается в бытовые сюжеты.
° Рисуйте и лепите узоры. Рассмотрев роспись матрешки, предложите ребенку нарисовать такие же цветы или кружочки на листе бумаги.
Уважаемые родители, народная игрушка — это мостик из прошлого в настоящее, который помогает нам передать детям культурный код нации. Она проста, мудра и бесконечно добра. Давайте вместе окружим наших детей этими уникальными творениями, чтобы с самого раннего детства они чувствовали себя частью великого и богатого наследия — России. Дарите детям добрые игрушки — дарите им любовь к Родине!
Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы
01.12.2025
Дошкольный возраст – период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач, нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю. Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности.
Задачи патриотического воспитания решаются разнообразными педагогическими средствами, основным из которых считается художественное слово. Детские литературные произведения очень важны в целях патриотического воспитания дошкольников.
С младенчества ребенок слышит колыбельные, потешки, пословицы, поговорки, сказки, которые формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому.
Сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. В атмосфере радости зарождаются такие душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
В народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия – все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Народные сказки полны чудесного вымысла, противостояния добра и зла, они не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Это самый яркий и любимый жанр для детей. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе – это систематическая и целенаправленная работа педагогов и родителей, одна из самых актуальных задач нашего времени, которая приобретает особую актуальность. Так как воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства, и воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
Планомерная работа, использование разнообразных средств воспитания, совместные усилия педагогов и родителей, ответственность взрослых за свои поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Подборка литературы для нравственно-патриотического воспитания детей 3-4 лет:
Я и моя семья. Малая родина (дом, двор, детский сад)
1. «Маша-растеряша» Л. Воронкова — о бережном отношении к своим вещам, порядке в доме.
2. «Просто старушка» В. Осеева — короткий рассказ о помощи пожилому человеку (можно адаптировать).
3. «Мой мишка» З. Александрова — любовь к самой простой, но такой важной игрушке-другу.
4. «Катя в яслях» С. Михалков (или другие стихи про детский сад) — позитивное восприятие жизни в группе.
5. «Наш детский сад» С. Барузди — стихи о повседневной, но такой важной жизни в саду.
Родная природа. Бережное отношение
1. Стихи А. Барто из цикла «Игрушки» («Зайку бросила хозяйка...», «Наша Таня громко плачет...») — учат сопереживанию, бережливости.
2. «Листопад» И. Бунин (в адаптации) — красота родной природы.
3. Русские народные потешки и песенки о природе: «Дождик, дождик, пуще...», «Солнышко-ведрышко», «Травка-муравка».
4. Сказки В. Бианки в адаптации («Лис и мышонок», «Кто чем поет?») — первые знания о животном мире России.
5. Стихи С. Есенина для детей («Береза», «Черемуха») — лиричные образы русской природы.
Народная культура, фольклор, традиции
1. Русские народные сказки о животных: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». В них заложены основы доброты, справедливости, смекалки.
2. Потешки, прибаутки, колыбельные — основа культурного кода, чувство родного языка.
3. «Ладушки», «Сорока-белобока» — народные игры, вовлекающие ребенка в традицию.
4. Книги о русских народных праздниках (Масленица, Пасха) в простой, красочной форме для малышей (издательства «Мозаика-Синтез», «Росмэн» часто выпускают такие серии).
Труд взрослых. Уважение к профессиям
1. «А что у вас?» С. Михалков — знаменитое стихотворение о важности разных профессий (мамы-летчицы, мамы-инженера и т.д.).
2. «Дядя Степа» С. Михалков — образ положительного героя, помогающего людям (милиционер, спасатель).
3. «Кем быть?» В. Маяковский (в сокращении и адаптации) — яркие, запоминающиеся образы профессий.
4. Стихи Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» — о ценности любого труда.
Доброта, дружба, взаимопомощь
1. «Под грибом» В. Сутеев — классическая история о взаимовыручке.
2. «Кораблик» В. Сутеев — о дружбе и совместном достижении цели.
3. «Рукавичка» (украинская народная сказка) — тема гостеприимства и совместного проживания.
4. Стихи Е. Благининой («Вот какая мама!», «Не мешайте мне трудиться») — о семейной любви и самостоятельности.
Первые представления о Родине и ее защитниках
1. «Наша Армия родная» С. Михалков (отрывки) — уважение к военным.
2. «Бескозырка белая» В. Орлов (о моряках) — просто и понятно.
3. Стихи к 9 мая в очень доступной форме, без страшных подробностей: о мире, салюте, памяти («Что за праздник?» Н. Иванова и подобные).