Алгоритмические схемы

16.12.2025

Мнемоника (мнемотехника). Алгоритмические схемы.

Развитие связной речи детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач не только детского сада, но и родителей. Не развив связную речь, мы не разовьем коммуникативные способности ребенка, не научим его общаться, не поможем ему социализироваться, уверенно чувствовать себя в обществе.

Если в раннем возрасте речь ребенка ситуативна, экспрессивна, то к концу дошкольного возраста ребенок овладевает контекстной речью. К семи годам нормального развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи – внешней (устной) и внутренней, диалогической и монологической.

Одной из форм монологической речи является пересказ.  Пересказывая, ребенок может излагать содержание близкого к тексту, или, осмысливая текст, передавать его более свободно.

Пересказ сказок оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. В процессе овладения пересказом активизируется образное мышление, стимулируется их творческое воображение. Дети учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения.

На начальном этапе обучения пересказу сказок могут использоваться алгоритмические схемы.

Этот метод предполагает использование мнемотаблиц — схем, в которые заложена определённая информация. Суть: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную информацию.

Работа с мнемотаблицей включает несколько этапов:

o   Чтение произведения — дети знакомятся с содержанием сказки.

o   Рассматривание таблицы — разбор того, что обозначают изображённые на таблице картинки и символы.

o   Перекодирование информации — преобразование из абстрактных символов в образы героев сказки.

o   Пересказ — после перекодирования выполняется пересказ сказки с опорой на символы (образы). Пересказ могут вести сами дети или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).Хочу такой сайт

Особенности:

o   Для детей младшего и среднего дошкольного возраста мнемотаблицы должны быть цветными, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка — зелёная.

o   Необходимо провести предварительную работу по обучению детей чтению символов.

Пример:

Сказка «Мороз и заяц»

На нашем занятии, мы познакомились с данной сказкой, она очень подходит для детей 3-5 лет, т.к. сказка короткая, познавательная и легкая. Прочитав сказку, дети отвечали на вопросы:

С кем повстречался мороз? Как Мороз морозил зайца? Что делал в это время заяц? Что подарил Мороз зайцу?

После ответов на вопросы, используя алгоритмические схемы, мы пересказали сказку, тем самым развивая связную речь.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 16.12.2025

Дата обновления: 16.12.2025

Дата публикации: 16.12.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».