Алгоритмические схемы
16.12.2025
Мнемоника
(мнемотехника). Алгоритмические схемы.
Развитие связной речи детей
дошкольного возраста является одной из важнейших задач не только детского сада,
но и родителей. Не развив связную речь, мы не разовьем коммуникативные
способности ребенка, не научим его общаться, не поможем ему социализироваться,
уверенно чувствовать себя в обществе.
Если в раннем возрасте речь
ребенка ситуативна, экспрессивна, то к концу дошкольного возраста ребенок
овладевает контекстной речью. К семи годам нормального развивающийся ребенок
должен овладеть основными формами устной речи – внешней (устной) и внутренней,
диалогической и монологической.
Одной из форм монологической речи
является пересказ. Пересказывая, ребенок
может излагать содержание близкого к тексту, или, осмысливая текст, передавать
его более свободно.
Пересказ сказок оказывает заметное
влияние на речевую деятельность дошкольников. В процессе овладения пересказом
активизируется образное мышление, стимулируется их творческое воображение. Дети
учатся находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения,
логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звукопроизношения.
На начальном этапе обучения
пересказу сказок могут использоваться алгоритмические схемы.
Этот метод предполагает
использование мнемотаблиц — схем, в которые заложена определённая информация.
Суть: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, весь текст
зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы, ребёнок воспроизводит полученную
информацию.
Работа с
мнемотаблицей включает несколько этапов:
o
Чтение произведения — дети знакомятся с
содержанием сказки.
o
Рассматривание таблицы — разбор того, что
обозначают изображённые на таблице картинки и символы.
o
Перекодирование информации — преобразование из
абстрактных символов в образы героев сказки.
o
Пересказ — после перекодирования выполняется
пересказ сказки с опорой на символы (образы). Пересказ могут вести сами дети
или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах).
Особенности:
o
Для детей младшего и среднего дошкольного
возраста мнемотаблицы должны быть цветными, так как в памяти у детей быстрее
остаются отдельные образы: лиса — рыжая, мышка — серая, ёлочка — зелёная.
o
Необходимо провести предварительную работу по
обучению детей чтению символов.
Пример:
Сказка «Мороз и заяц»
На нашем занятии, мы познакомились
с данной сказкой, она очень подходит для детей 3-5 лет, т.к. сказка короткая,
познавательная и легкая. Прочитав сказку, дети отвечали на вопросы:
С кем повстречался мороз? Как
Мороз морозил зайца? Что делал в это время заяц? Что подарил Мороз зайцу?
После ответов на вопросы,
используя алгоритмические схемы, мы пересказали сказку, тем самым развивая
связную речь.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2025
Дата обновления: 16.12.2025
Дата публикации: 16.12.2025