ДАРЫ Фёбеля

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 469 г. Челябинска»
454001, г. Челябинск, ул. 40-летия Победы, д. 41а, тел./факс (351) 795-91-92,
e-mail: mdoukalin469@mail.ru

«ПРИНЯТО»
На заседании Педагогического совета

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий
МБДОУ «ДС № 469 г. Челябинска»

МБДОУ «ДС № 469 г. Челябинска»
Протокол №1 от «30» августа 2024 г.

_______________ Л.В.Смородская
Приказ №89 от «30» августа 2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
на основе игрового пособия
«Дары Фрёбеля»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: Социально-гуманитарная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 3-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Кустубаева Камила Жумабаевна,
Старший воспитатель

Челябинск
2024

СОДЕРЖАНИЕ
Введение

3

1. Основные характеристики программы

4

1.1 Пояснительная записка

4

1.2 Цели и задачи

6

1.3 Концептуальные подходы

7

1.4 Содержание программы

8

1.5 Планируемые результаты освоения программы

19

2. Организационно-педагогические условия реализации программы

22

2.1 Учебный план

22

2.2 Календарный учебный график

22

2.3 Условия реализации программы

22

2.3.1 Материально-технические обеспечения

22

2.3.2 Кадровые условия

23

2.3.3 Формы аттестации

24

2.3.4 Оценочные материалы

27

2.3.5 Технологии и методы

27

2.3.6 Методические материалы

28

Литература

30

2

Введение
Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является
ведущей деятельностью ребёнка в период дошкольного возраста. С
развитием ведущей деятельности происходит главнейшее изменение психики
ребёнка, подготавливающее ребёнка к новой, высшей ступени его развития
(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.С.Мухина и
др.).
Важность игры для детей дошкольного возраста отмечали ещё и
педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как важное средство
в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий педагог 19 века
Фридрих Фрёбель.
Фридрих Фрёбель (1782 - 1852) - немецкий гуманист, педагог, автор
оригинальной системы воспитания и обучения дошкольников в коллективе,
создатель первых детских садов (1837 г). Для своего детского сада
разработал набор игр и игрушек, этот набор учебных материалов он назвал
«дарами». По мнению Фридриха Фрёбеля, игра ребёнка не есть пустая
забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение: «Дитя, которое играет
самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления,
непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о
чужом и собственном благе». «Игра есть естественная деятельность детства.
Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном
смысле этого слова, а в организации игры».
Это открытие Фрёбелем игры есть то незыблемое, что вошло составной
частью во всю последующую педагогику», - Гессен С. И. «Основы
педагогики».

3

1. Основные характеристики программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа на
основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» (далее по тексту - дополнительная
общеразвивающая

программа

«Дары

Фрёбеля»)

дошкольного образовательного учреждения,

Муниципального

детский сад

№ 469 г.

Челябинска, разработана в соответствии с законодательными нормативными
документами:
− Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от
29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в редакции Федерального закона от
31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании

в

Российской

Федерации»

по

вопросам

воспитания

обучающихся») (далее – 273-ФЗ)
− Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 №
599
− Указ

Президента

Российской Федерации «О

мероприятиях по

реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 № 597
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 года № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам"
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
−

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022

года № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного
образования детей до 2030 года»
4

− Уставом МБДОУ «ДС № 469 г. Челябинска» и другими локальными
актами образовательного учреждения
Направленность программы: Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фребеля»
имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность: при использовании дидактического материала «Дары
Фрёбеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения,
мелкая

моторика,

логические

познавательно-исследовательская

способности;

формируются

элементарные

деятельность

и

математические

умения.
Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары
Фрёбеля»

в

соответствии

с

ФГОС

открывает

новые

возможности

использования данного игрового набора в процессе реализации основных
общеобразовательных программ дошкольного образования.
Работа с комплектом создает условия для организации как совместной
деятельности

взрослого

и

детей,

так

и

самостоятельной

игровой,

продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.
Педагогическая целесообразность: вся жизнь дошкольников связана
с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребёнка в период
дошкольного возраста. Важность игры для детей дошкольного возраста
отмечали ещё и педагоги прошлых веков. Первым, кто рассмотрел игру как
важное средство в воспитании и обучении ребёнка, был известный немецкий
педагог 19 века Фридрих Фрёбель.
Отличительные особенности программы: игровые наборы «дары
Фребеля»

являются

составной

частью,

развивающей

предметно-

пространственной образовательной среды. Его структура и содержание
разработаны в соответствии с принципом реализации ведущей игровой
деятельности

в дошкольном

возрасте

подхода в развитии и воспитании ребенка.
5

и личностно-ориентированного

Новизна:

программа

«Дары

Фребеля»

отражает

современное

понимание процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В
программе

представлено

инновационное

содержание

и

современные

психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на
личностно

ориентированном

подходе

к

ребенку.

У

дошкольников

формируется креативное мышление в практической деятельности.
1.2 Цели и задачи
Целью

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы является обеспечение условий для всестороннего развития
ребёнка,

и

обеспечения

возможности

для

реализации

игровой,

познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности,
эмоционального благополучия детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможности самовыражения детей.
Цели

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы достигаются через решение следующих задач:
−

развивать игровую деятельность детей;

−

развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

−

развить продуктивное воображение и творческое мышление в процессе

решения познавательных задач средствами художественно-эстетических
видов деятельности;
−

создать условия для построения ребёнком целостной образно-

смысловой картины мира;
−

учить овладевать способами практического общения в различных

жизненных ситуациях;
−

создать условия развития для сохранения здоровья детей на основе

формирования эмоционального воображения;
−

формировать у воспитанников потребность в двигательной активности

и физическом совершенствовании.
6

1.3 Концептуальные подходы
Принципы

и

подходы

к

формированию

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы «Дары Фрёбеля».
В основу программы заложены следующие основные педагогические
принципы:
− Принцип развивающего образования, в соответствии с которым
главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
− Принцип научной обоснованности и практической применимости.
− Принцип

интеграции

содержания

дошкольного

образования

в

соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей,
спецификой и возможностями образовательных областей.
− Комплексно-тематический

принцип

построения

образовательного

процесса.
− Подходы к формированию дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Дары Фребеля»:
− Реализация

дополнительной

общеобразовательной

программы

в

формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в
форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме
творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка.
− Поддержка инициативы ребенка в детской деятельности;
− Формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
− Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
− Учет гендерной специфики развития детей дошкольного возраста.

7

1.4 Содержание программы
Месяц
Октябрь

Темы

Минуты

Раздел 1 «Вводная часть». 60 мин
1.1 Знакомство с «Дарами Фрёбеля».
Раздел 2. «Мир природы» 4 часа

Ноябрь

Декабрь

2.1 «Бабочки»

30 мин

2.2 «В лес»

30 мин

2.3 «Морские обитатели»

30 мин

2.4 «Кормушка для птиц»

30 мин

2.5 «Ручеек»

30 мин

2.6 «Космос»

30 мин

2.7 «Мартышки»

30 мин

2.8 «На лугу»

30 мин

Раздел 3. «Игрушки» 1 час

Январь

Февраль

Март

Апрель

3.1 «Волшебный мяч»

30 мин

3.2 «В мире фигур»

30 мин

Раздел 4. «Художественные произведения» 5 часов 30 мин
4.1 «Колобок».

30 мин

4.2 «Приглашаем в теремок»

30 мин

4.3 «Три медведя»

30 мин

4.4 «За окном»

30 мин

4.5 «Кот, петух и лиса»

30 мин

4.6 «Путаница»

30 мин

4.7 «Фанты»

30 мин

4.8 «Три поросенка»

30 мин

4.9 «Золушка»

30 мин

4.10 «Красная шапочка»

30 мин

4.11 «Три котенка»

30 мин

Раздел 5. «Развлечения» 4 часа
8

Май

5.1 «Путешествие»

30 мин

5.2 «Карусели»

30 мин

5.3 «Экскурсия в музей»

30 мин

5.4 «Украшаем елку»

30 мин

5.5 «Волшебник»

30 мин

5.6 «Королевство кривых зеркал»

30 мин

5.7 «Гномы и великаны»

30 мин

5.8 «Тише, мыши»

30 мин

Раздел 6. Безопасность 1 час 30 мин
6.1 «Дорожные движения»

30 мин

6.2 «Вверх дном»

30 мин

6.3 «Костерок»

30 мин

Раздел 7. Профессии 2 часа
7.1«Аптека»

30 мин

7.2 «Магазин»

30 мин

7.3 «Пароход»

30 мин

7.4 «Почта»

30 мин

Мониторинг

60 мин

Итого

20 часов

9

Учебно-тематический план
Сентябрь
Раздел 1. «Вводная часть»
Тема 1.1 Знакомство с «Дарами Фрёбеля».
1. Знакомство с цветами, первичное понимание формы;
2. Развивать любознательность, интерес к совместной игровой
деятельности, творческую инициативу;
3. Воспитывать интерес к игровому набору.
Раздел 2. «Мир природы»
Тема 2.1 «Бабочки»
1. Разгадывание загадок о бабочках.
2. Беседа «О бабочках» (спросить у воспитанников, что они знают о
бабочках, какие они бывают, чем питаются, где живут).
3. Просмотр мультимедийной презентации «Бабочки».
4. Игра «Бабочка» (с применением игровых наборов №№ 7,8,9,10).
Тема 2.2 «В лес»
1. Чтение стихотворения Б. Заходера «Летом в лесу»
2. Беседа «Что мы знаем про лес» (что в нем растет, кто в лесу живет,
для чего лес нужен людям).
3. Просмотр мультфильма «Маша и медведь».
4. Беседа «Какие правила нужно соблюдать, чтобы не потеряться в
лесу».
5. Изготовление основы-аппликации «Корзина».
6. Игра «В лес» (с применением игровых наборов №№ 7,8,9,10).
Тема 2.3 «Морские обитатели»
1. Беседа «Что мы знаем о морях» (что мы знаем о море, кто живет в
море).
2. Рассматривание серии сюжетных картинок «Морские обитатели».
3. Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Я водяной, я
водяной».
10

4. Восприятие художественной литературы: А. Порошин «Подводный
мир».
5. Игра «Морские обитатели» (с применением игровых наборов №№
7,8,9,10)
Тема 2.4 «Кормушка для птиц»
1. Просмотр мультфильма В. Сутеева «Что это за птица».
2. Беседа о зимующих птицах, о их заботе в морозные дни.
3. Чтение стихотворений Я. Воронец «Кормушку папа сделал».
4. Просмотр мультимедийной презентации «Зимующие птицы»
5.

Создание

кормушек

и

птиц

из

игровых

наборов

№№

2,3,4,5,6,7,8,9,10, J1.
Тема 2.5 «Ручеек»
1. Рассматривание картины «Весенние воды».
2. Беседа по картине «Весенние воды»
3. Восприятие художественной литературы: И. Токмакова «Ручеек».
4. Подвижная игра «Ручеек»
5. Игра «Лужицы» (с применением игровых наборов №№ 1,9).
Тема 2.6 «Космос»
1. Беседа «Что мы знаем о космосе» (на чем можно полететь на космос,
что можно встретить в космосе, кто был первым космонавтом).
2. Создание основы-аппликации из игровых наборов №№ 7,8,9,10, J1
3. Просмотр мультипликационного фильма «Белка и Стрелка - озорная
семейка».
4. Игра «Полет в космос».
Тема 2.7 «Мартышки»
1. Беседа «Где живёт мартышка?» (уточнить, знают ли дети о жарких
странах, кто в них живет, кто такие обезьяны, чем питаются, и т.д.).
2. Разгадывание загадок «Животные жарких стран».
3. Восприятие художественной литературы: В. Берестов «Мартышкины
качели».
11

4. Подвижная игра «Мартышки».
5. Создание основы – аппликации «Пальма» из игровых наборов №№
7,8,9,10.
Тема 2.8 «На лугу»
1. Беседа «Что такое луг?» (что на нем растет, кто живет, какие
животные пасутся на лугу) с использованием ИКТ.
2. Создание основы – аппликации «Трава» из игровых наборов №№
7,8,9,10.
3. Физминутка «Вышли курочки на луг».
4. Создание животных луга из игровых наборов №№ 7,8,9,10.
Раздел 3. «Игрушки»
Тема 3.1 «Волшебный мяч»
1. Рассматривание спортивного, игрового оборудования: мячей,
сравнение их по размеру, цвету.
2. Восприятие художественной литературы: М. Пиудунен, «В руки
мячик я беру…» (фрагмент).
3. Игра – эстафета «Волшебный мяч» (с применением игрового набора
№ J1).
4. Изобразительная деятельность: заштриховка мяча (вертикальное
направление прямых линий).
Тема 3.2 «В мире фигур»
1 Восприятие художественной литературы: А. Лугарев «В мире
фигур».
2 Игровое упражнение «Назови геометрических человечков».
3 Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»
4 Игра «Фигуры спрятались» (с применением игровых наборов №№
5,7, J1).
5 Изобразительная деятельность «Обведи по точкам».
Раздел 4. «Художественные произведения»
Тема 4.1 «Колобок»
12

1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
2. Беседа по содержанию сказки «Колобок».
3. Музыкальная игра «Кого встретил колобок»
4.

Выкладывание

сюжета

сказки

из

игровых

наборов

№№

1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
5. Обыгрывание сказки «Колобок»
6. Художественно-эстетическая деятельность: лепка «Колобка».
Тема 4.2 «Приглашаем в теремок»
1. Рассказывание сказки «Теремок» с применением настольного театра.
2. Рассказ воспитателя о профессиях и труде людей, занятых
строительством.
3.

Игра

«Теремок»

(с

применением

игровых

наборов

№№

2,3,4,5,6,7,8,9,10).
Тема 4.3 «Три медведя»
1. Рассказывание народной сказки «Три медведя» с применением
мультимедийной презентации по сюжету сказки.
2. Беседа по содержанию сказки «Три медведя»
3. Подвижная игра «У медведя во бору»
4. Выкладывание сюжета сказки с применением игровых наборов №№
1,2,3,4,5, 5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2.
Тема 4.4 «За окном»
1. Просмотр мультфильма «Пластилиновая ворона»
2. Чтение стихотворения О. Дриз «Игра»
3. Изготовление основы – аппликации «Рамка» из игровых наборов
№№ 7,8,9,10
4. Наблюдение «Что мы видим за окном»
5. Создание картины, увиденной за окном из игровых наборов №№
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Тема 4.5 «Кот, петух и лиса»
13

1. Восприятие художественной литературы: Ю. Мориц «Песенка про
сказку».
2. Беседа по стихотворению Ю. Морица «Песенка про сказку».
3. Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» с применением ИКТ.
4. Построение декораций к сказке из игровых наборов №№ 1,2,3,4,5,
5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2.
5. Обыгрывание сюжета сказки «Кот, петух и лиса»
Тема 4.6 «Путаница»
1. Рассматривание мультимедийной презентации «Овощи и фрукты».
2. Восприятие художественной литературы: Н. Кончаловская, «Про
огород» (фрагмент).
3. Хороводная подвижная игра «Огород у нас в порядке».
4.

Игра

«Путаница»

(с

применением

игровых

наборов

№№

2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2).
Тема 4.7 «Фанты»
1. Восприятие художественной литературы: Р. Муха, в соавт. с В.
Левиным «На острове».
2. Беседа по содержанию стихотворения Р. Муха, в соавт. с В. Левиным
«На острове».
3. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
4. Подвижная игра «Что мы делали, не скажем, а что видели, покажем».
5. Игра «Фанты» (с использованием игровых наборов №№ 7,J1).
Тема 4.8 «Три поросенка»
1. Восприятие художественной литературы: С. Михалков «Три
поросенка».
2. Беседа по содержанию сказки С. Михалкова «Три поросенка».
3. Подвижная игра «Поросята и волк»
4. Выкладывание сюжета сказки С. Михалкова «Три поросенка» с
помощью игровых наборов №№ 1,2,3,4,5, 5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2.
5. Обыгрывание сюжета сказки С. Михалкова «Три поросенка».
14

Тема 4.9 «Золушка»
1. Восприятие художественной литературы: Ш. Перро «Золушка»
(адаптированный по возрасту вариант).
2. Беседа по содержанию сказки Ш. Перро «Золушка».
3. Чтение стихотворения Е. Благина «Про хрустальный башмачок».
4. Игра «Злая Мачеха» (с применением игровых наборов №№
2,7,8,9,10).
5. Конструирование современных бытовых приборов, облегчающих
труд «Золушек» из игровых наборов №№ 2,7,8,9,10.
6. Игра-уборка «Золушка» (разбери наборы по местам)
Тема 4.10 «Красная шапочка»
1. Восприятие художественной литературы: Ш. Перро «Красная
Шапочка».
2. Беседа с детьми о важности помощи близким людям, пожилым,
заболевшим. Беседа о правилах поведения с незнакомыми людьми.
3. Обыгрывание ситуации «Встреча Волка с Красной Шапочкой».
4. Создание декораций «Дом бабушки», «Лес» (с применением игровых
наборов №№ 2,3,4,5,6,7,8,9, J1)
Тема 4.11 «Три котенка»
1. Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка».
2. Беседа по содержанию сказки В. Сутеева «Три котенка».
3. Пальчиковая игра «Котята».
4. Чтение стихотворения В. Степанова «Что случилось у котят».
5. Создание из игровых наборов №№ 1,3,4,5,5в, 5р,6,7,8,9,10 сюжета
сказки.
6. Обыгрывание сюжета сказки В. Сутеева «Три котенка».
Раздел 5. «Развлечения»
Тема 5.1 «Путешествие»
1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей».
2. Музыкальная игра «Автобус».
15

3. Беседа с детьми о том, как можно путешествовать и какие правила
безопасного поведения необходимо соблюдать в поездках.
4. Организация тематической «поездки»

по желанию детей (с

применением игровых наборов №№ 1,2,3,4,5, 5в,5р,6,7,8,9,10, J1).
Тема 5.2 «Карусели»
1. Беседа с применением мультимедийной презентации «Парк.
Карусели».
2. Рассказ о правилах поведения в парке и мерах безопасности во время
посещения аттракционов.
3. Физминутка «Ели-еле, еле-еле, закружились карусели»
4. Игра «Закружились карусели» (с применением игрового набора № 1)
Тема 5.3 «Экскурсия в музей»
1. Рассказ «Что такое музей».
2. Экскурсия «Музей народного творчества Южного Урала» в ДОУ (в
группу товарищей).
3. Чтение стихотворения Т. Сальникова «Музей».
4. Создание музейных экспонатов с применением игровых наборов
№№ 2,3,4,5,5в,5р,6,7,8,9,10, J1, J2.
Тема 5.4 «Украшаем елку»
1. Беседа о «Зиме» (что такое зима, чем она отличается от других
времен года, что нравится детям делать зимой).
2. Восприятие художественной литературы: В. Берестов «Новогоднее
происшествие».
3. Беседа по стихотворению В. Берестов «Новогоднее происшествие».
4. Изготовление основы-аппликации «Елочка» (с применением игровых
наборов №№ 7,8,9,10).
5. Прослушивание детских музыкальных произведений и зиме, зимних
праздниках.
Тема 5.5 «Волшебник»
16

1. Просмотр видео ролика на песню Ю. Энтина «Где водятся
волшебники?»
2. Просмотр мультипликационного фильма «Волшебство Хлои»
3. Дидактическая игра «Волшебный мешочек».
4. Создание простых фигур (на выбор воспитанников) из игровых
наборов №№ 2,3,4,5,6,7,8,9,10.
5. Игра «Волшебная палочка»
Тема 5.6 «Королевство кривых зеркал»
1. Восприятие художественной литературы: Л. Слуцкая «Зеркало
решило – что оно король».
2. Беседа «Какие бывают зеркала» с применением ИКТ.
3. Наблюдение за отражением различных предметов в зеркале.
4. Наблюдение за своим собственным отражением.
5. Создание простых фигур (на выбор воспитанников) из игровых
наборов №№ 3,4,5,5в,5р,6,J1,J2.
6. Игра «Королевство кривых зеркал»
Тема 5.7 «Гномы и великаны»
1. Просмотр мультимедийных слайдов «По страницам волшебных
сказок»
2. Беседа о том, кто такие гномы, и великаны, из каких они сказок.
3. Физкультминутка «Веселый гном»
4. Построение домов для гномов и великанов из игровых наборов №№
2,3,4,5,6,J1
5. Подвижная игра «Карлики и великаны»
Тема 5.8 «Тише, мыши»
1.

Просмотр

мультипликационного

фильма

«Мышки-малышки».

Беседа по содержанию.
2. Подвижная игра «Кот и Мыши».
3. Восприятие художественной литературы: К. Чуковский «Котауси и
Мауси». Беседа по содержанию.
17

4. Дидактическое упражнение «Проведи мышонка к норке».
5. Музыкально-ритмическое упражнение «Мышонок с бубном»
Раздел 6. «Безопасность»
Тема 6.1 «Дорожное движение»
1. Восприятие художественной литературы: С. Михалков «Шагая
осторожно».
2. Рассказ о способах безопасного поведения на дороге с применением
ИКТ.
3. Просмотр мультипликационного фильма «Светофор».
4. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»
5. Игра «Дорожное движение» (с применением игровых наборов №№
1,2,9)
Тема 6.2 «Вверх дном»
1. Беседа «Правила поведение в быту» (уточнить какие источники
опасности дома они знают: горячая вода, огонь, острые предметы…) с
использование мультимедийных слайдов.
2. Чтение стихотворения Р. Сеф «Сквозняк».
3. Просмотр сюжета мультипликационного фильма «Бобик в гостях у
Барбоса».
4. Создание из игровых наборов №№ 3,4,5,6,7,8,10 «беспорядка».
Тема 6.3 «Костерок»
1. Просмотр мультимедийных слайдов «Огонь-друг, огонь-враг»,
беседа по слайдам.
2. Чтение стихотворения А. Шевченко «Костерок».
3. Игра «Костерок» с применением игровых наборов №8
4. Рассказ воспитателя о правилах поведения в лесу.
5. Игровая ситуация «Тушение костра»
Раздел 7. «Профессии»
Тема 7.1 «Пароход»
18

1. Рассказ о различных видах водного транспорта и профессиях людей,
связанных с ним.
2. Мультимедийная презентация «Виды водного транспорта».
3. Оригами «Кораблик».
4. Игра «пароход» (с применением игровых наборов №№ 2,3,4,5,6,8,9,
J1).
Тема 7.2 «Аптека»
1. Игровая ситуация «Кукла Катя заболела».
2. Беседа «Что мы знаем про аптеку» (кто работает, что продают, для
чего нужны лекарства) с использование мультимедийных слайдов.
3. Сюжетно – ролевая игра «Аптека».
4. Создание из игровых наборов №№ 3,4,5,6,7,8,10 «Волшебных
лекарств», уточнение от каких болезней они могут помочь.
Тема 7.3 «Магазин»
1. Беседа о магазинах с использованием ИКТ (какие магазины бывают,
кто работает в магазине, кто такой покупатель).
2. Восприятие художественной литературы: В. Нищев «Магазин»
3. Конструирование ценников из игровых наборов № 7,10
4. Конструирование «магазина» (прилавки, кассу, товары и др.) из
игровых наборов №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
5. Сюжетно – ролевая игра «Магазин игрушек».
Тема 7.4 «Почта»
1. Беседа «Что такое почта» (для чего она нужна, кто приносит почту, в
чем заключается работа почтальона) с применением ИКТ.
2.

Восприятие

художественной

литературы:

О.

Повещенко

«Почтальон».
3. Просмотр сюжета мультипликационного фильма «Простоквашино».
4. Игра малой подвижности «Почтальон».
5. Постройка посылки, конверта из игровых наборов №№ 2,3,4,5,8,9.
6. Сюжетно – ролевая игра «Почта».
19

1.5 Планируемые результаты освоения программы
Планируемые

результаты

освоения

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы по «Дары Фрёбеля».
Для воспитанников 3-4 лет:
−

группировать предметы по цвету, размеру, форме;

−

при поддержке взрослого составлять группы из однородных предметов

и выделять один предмет из группы;
−

находить в окружающей обстановке один и много одинаковых

предметов;
−

определять количественное соотношение двух групп предметов;

понимать конкретный смысл слов: больше – меньше, столько же;
−

видеть разницу в размерах двух предметов по длине; показывать, какой

из двух предметов длинный – короткий, широкий – узкий, высокий – низкий,
большой – маленький или они одинаковые;
−

различать круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и

круглую форму;
−

понимать смысл обозначений: вверху – внизу, впереди – сзади, слева –

справа, на, над – под, верхняя – нижняя;
−

принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со

сверстниками в игре от имени героя.
Для воспитанников 4-5лет:
−

знание названий объемных геометрических фигур, умение детей

описывать знакомую фигуру;
−

умение различать геометрические фигуры (шар, цилиндр, куб),

развитие ориентации в пространстве, развитие координаций движений,
крупной и мелкой моторики обеих рук;
−

формирование грамматически правильного строя речи;

−

умение упорядочивать геометрические фигуры по форме, умение

выделять признаки фигур с помощью зрительного анализатора;
20

−

развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской

деятельности, расширение кругозора, мышления;
−
линию;

объединять несколько игровых действий в единую сюжетную
отражать

в

игре

действия

с

предметами

и

человеческие

взаимоотношения.
Для воспитанников 5-6лет:
−

развивать

сенсорные

навыки,

элементарные

математические

представления, развивать восприятие, мышление, внимание, память;
−

развитие диалогической речи, коммуникативных навыков, умения

сотрудничать,

договариваться

друг

с

другом,

развитие

навыков

планирования;
−

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики;
−

понимание на слух текста художественного произведения;

−

приобщение к художественной литературе, формирование интереса к

драматизации литературных произведений;
−

формирование позитивных установок к различным видам труда и

творчества, первичных представлений о профессиях людей;
−

формирование первичных представлений о себе и других людях,

эмоциональных состояниях, настроении.
Для воспитанников 6-7лет:
−

развитие сенсорных навыков и познавательно-исследовательской

деятельности;
−

развитие элементарных математических представлений;

−

расширение

кругозора,

развитие

познавательной

активности,

любознательности;
−

развитие диалогической речи;

−

коммуникативных навыков, умения сотрудничать, договариваться друг

с другом;
−

развитие навыков планирования;
21

−

формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,

развитие координации движений, ловкости, мелкой моторики;
−

формирование восприятия музыки и простейших исполнительных

навыков в области пения;
−

становление

эстетического

отношения

к

окружающему

миру,

формирование у детей интереса к изобразительному творчеству.
2. Организационно-педагогические условия реализации
программы
2.1 Учебный план
№

Блоки

п/п

Количество часов

Формы

всего

теория

практика
40 мин

1

Вводная часть

60 мин

20 мин

2

Мир природы

4 часа

1 час 20 мин 2

часа

аттестации
40

мин
3

Игрушки

1 час

20 мин

40 мин

4

Промежуточная

30 мин

10 мин

20 мин

Диагностическая

аттестация
5

6

карта

Художественные 5 часов 30 1 час 50 мин 3
произведения

мин

Развлечения

4 часа

часа

40

мин
1 час 20 мин 2

часа

40

мин
7

8

Безопасность
Профессии

1 час 30 50 мин

1

мин

мин

2 часа

40 мин

1

час

40

час

20

мин
9

Итоговая

30 мин

10 мин

аттестация

20 мин

Диагностическая
карта

2.2 Календарный учебный график
22

Дата начала обучения

30.09.2024

Дата окончания обучения

19.05.2025

Всего учебных недель

32

Количество занятий в неделю

1

Количество занятий в месяц

4

Количество занятий в год

32

Каникулы

30.12.2024-09.01.2025

Продолжительность занятий

30 мин

Выходные и праздничные дни

Согласно

производственного

календаря
Промежуточная аттестация

20.12.2024

Итоговая аттестация

19.05.2025

2.3 Условия реализации программы
2.3.1 Материально-техническое обеспечение
Для работы по программе «Дары Фребеля» используется широкий круг
разнообразных материалов и инструментов.
Игровой

набор

«Дары

Фрёбеля» изготовлен

из

качественного

натурального материала (дерева и хлопка). В составе набора 14 модулей:
− Модуль 1 «Шерстяные мячики»
− Модуль 2 «Основные тела»
− Модуль 3 «Куб из кубиков»
− Модуль 4 «Куб из брусков»
− Модуль 5 «Кубики и призмы»
− Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»
− Модуль 7 «Цветные фигуры»
− Модуль 8 «Палочки»
− Модуль 9 «Кольца и полукольца»
− Модуль 10 «Фишки»
23

− Модуль 11 (J1) «Цветные тела»
− Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»
− Модуль 13 (5B) «Башенки»
− Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»
Оборудование:
−

комплект столов и стульев для дошкольников;

−

доска;

−

стол для педагога;

−

магнитофон с комплектом аудиозаписей;

−

компьютер;

−

предметные карточки;

−

шкаф с полками для методического материала;

−
−

игрушки (человечки, животные, машинки и др.).
наглядные пособия; цветные иллюстрации; фотографии.
2.3.2 Кадровые условия
Педагог дополнительного образования, реализующий данную

программу, имеет среднее педагогическое образование, соответствующей
профилю кружка.
2.3.3 Формы аттестации
Индивидуальные результаты освоения Программы оцениваются с
помощью наблюдения, после чего в план педагога вносятся коррективы.
Воспитанники научатся:
− различать и называть детали конструктора;
− конструировать по условиям заданным взрослым;
− конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме;
− самостоятельно

и

творчески

собственные замыслы;
− работать в паре, коллективе;
24

выполнять

задания,

реализовать

− рассказывать о постройке.
Морально-волевые

качества:

толерантность,

старательность,

внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие
способности;
Познавательные
интерес,

качества:

исследовательская

наблюдательность,
активность;

любознательность,

качества

самостоятельно

договариваться друг с другом; конструкторские навыки и умения.
Воспитанники разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую
деятельность, эстетический вкус.
Формами подведения итогов реализации программы и контроля
деятельности являются:
− Наблюдение за работой детей на занятиях;
− Участие детей в проектной деятельности;
− В выставках творческих работ дошкольников.
Уровни развития: Навык подбора необходимых деталей (по форме,
цвету).

Ознакомление

со

свойствами

строительного

материала.

Конструирование по готовой графической модели. Конструирование по
замыслу. Узнавание деталей по технологической карте. Воспроизведение
конструкции по схематическому изображению.
Низкий: воспитанники могут правильно выбрать не более одной
детали, практически не могут их узнать без помощи педагога или других
детей. Ошибаются в выборе деталей и их расположения относительно друг
друга. Могут воспроизводить по схеме лишь отдельные фрагменты
конструкции, используя при этом все имеющиеся детали в т.ч. лишние
(только

с

помощью

взрослого);

схематические

зарисовки

будущей

конструкции не определённые; замысел не устойчив, тема меняется в
процессе работы с материалом. Создаваемые конструкции нечётки по
содержанию, объяснить их смысл и способ построения дети не в состоянии.
Средний: дети узнают 2-3 детали

правильно самостоятельно,

остальные с помощью педагога; пытаются читать схему «на глаз», но
25

допускают неточности и ошибки, которые могут исправлять при словесной
помощи педагога, или в процессе практического наложения деталей на
схему;

заранее

определяют

тему

постройки;

могут

использовать

схематический рисунок для обозначения частей предмета и удержания
смысла. Схему не детализируют и не разбивают конструкцию - способ её
построения находят путём практической пробы.
Высокий: дети узнают 4-5 деталей, определяют их правильно без
помощи педагога; в размещение деталей относительно друг друга, действуют
самостоятельно и практически без ошибок; могут грамотно (самостоятельно)
«читать» схему «на глаз», правильно заменяя недостающую деталь;
воспроизводят конструкцию точно по схеме; самостоятельно разрабатывают
замысел в разных его звеньях, могут рассказать о способах сооружения
модели и 10 её особенностях; при разработке замысла конструкции обычно
используют литературный образ.
Мониторинг планируемых результатов: Пособие для педагогов
дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е.Вераксы. – М.:Мозаика – Синтез,
2007.-112с.
2.3.4 Оценочные материалы
Диагностическая карта на начало года (первый год обучения)
№

ФИО
№

Называет Называет Умеет

Строит

ребенка

детали

скреплять

элементарные по

детали

постройки по образцу схеме

форму

конструктора творческому
замыслу

26

Строит

Строит
по

Диагностическая карта на конец года
ФИО
№
№ ребен
ка

Называ

Называ

Умеет

Строит

ет

ет

скреплять

элементарн т

детали

форму

детали

ые

конструкто постройки
ра

Строи Стро

Стро

Умен

по ит по ит по ие

образ

схеме инст

расск

рукц

азать

ии

о

цу

по
творческом

пост

у замыслу

ройк
е

2.3.5 Технологии и методы
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа
сказок

(педагогом,

детьми);

рассматривание

книжных

иллюстраций,

репродукций; проведение дидактических игр
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с
элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя
Игровые методы: проведение разнообразных игр; загадывание загадок;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров
Практические методы: организация продуктивной деятельности
детей; оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; постановка
сказок, отрывков литературных произведений; изготовление с детьми
наглядных пособий.
При построении системы работы программы мы обратили особое
внимание на следующие основные направления.
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство
детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности
человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
27

Практическое направление - изучение растительного и животного
мира.
Исследовательское

направление

осуществляется

в

рамках

продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
2.3.6 Методические материалы
Социально-

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

коммуникативное

методических пособий по работе с игровым набором «Дары

направление

Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в

развития детей

дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО».
Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары
Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной

области

«Социально-коммуникативное

развитие».
Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес: - М; МозаикаСинтез, 2009.
Л.

С.

Римашевская

«Технология

развития

навыков

сотрудничества у старших дошкольников» - М., Центр
педагогического образования, 2007
Е.

М.

Фадеева

«Развитие

навыков

сотрудничества

у

дошкольников» - Нытва, 2008
Е. С. Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ» - М.,
Сфера, 2006
ФГОС Игровая деятельность в детском саду (2-7 лет) Н.Ф.
Губанова
В. А. Деркунская, А. Н. Харчевникова «Игровые приемы и
коммуникационные игры для детей старшего дошкольного
28

возраста» - М., Центр педагогического образования, 2012
В. А. Деркунская «Проектная деятельность дошкольников» М., Центр педагогического образования, 2012
Познавательное

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

направление

методических пособий по работе с игровым набором «Дары

развития детей

Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной области «Познавательное развитие».
Т. И. Ерофеева «Сказки для любознательных» (все возрастные
группы) - М., Просвещение, 2012
В. Н. Журавлева «Проектная деятельность дошкольников» Волгоград: Учитель, 2011

Речевое

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

направление

методических пособий по работе с игровым набором «Дары

развития детей

Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной области «Речевое развитие».
Приобщение детей к художественной литературе. Программа и
методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет.
/Гербова В.В.
Л. Г. Парамонова Стихи для развития речи - С-П., Дельта, 2005
Большая поэзия для маленьких детей. Времена года. Сборник
стихотворений русских классиков.

Художественно-

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

эстетическое

методических пособий по работе с игровым набором «Дары

направление

Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в

развития детей

образовательной

области

«Художественно-эстетическое

развитие».Т. И. Гризик «Умелые пальчики» 5-7 лет - М.,
Просвещение, 2012
Физическое

Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект

направление

методических пособий по работе с игровым набором «Дары
29

развития детей

Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в
образовательной области «Физическое развитие».
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей 37 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Литература
1. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование

игрового

набора

«Дары

Фрёбеля»

в

дошкольном

образовании в соответствии с ФГОС ДО».
2. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие».
3. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Познавательное развитие».
4. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Речевое развитие».
5. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие».
6. Ю. В. Карпова, В. В. Кожевникова, А. В. Соколова: Комплект
методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля».
30

«Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной
области «Физическое развитие».
7.«От рождения до школы» Общеобразовательная программа под
редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».