кр опис АОП

Смородская
Лариса
Вячеславовна

Подписано цифровой подписью: Смородская Лариса
Вячеславовна
DN: 1.2.643.3.131.1.1=120C373434373137313530383035,
1.2.643.100.3=120B3133333432383536303436,
email=mdoukalin469@mail.ru, c=RU, st=Челябинская
область, l=Челябинск, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 469 Г. ЧЕЛЯБИНСКА",
givenName=Лариса Вячеславовна, sn=Смородская,
cn=Смородская Лариса Вячеславовна
Дата: 2022.01.14 13:55:20 +05'00'

ОПИСАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 4 ДО 7 ЛЕТ
Адаптированная
образовательная
программа
коррекционноразвивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 7 лет
(далее АОП), является локальным нормативно-правовым актом
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 469 г.Челябинска» (МБДОУ «ДС № 469 г.Челябинска»). АОП
предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания,
позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ) посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа
ориентирована на детей с 4-х до 7-ми лет с тяжелыми нарушениями речи
(далее – ТНР) и определяет содержание образования и условия организации
обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее ОВЗ).
Адаптированная образовательная программа разработана педагогическим
коллективом (рабочей группой) с учетом Основной образовательной
программы дошкольного образования Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 469
г.Челябинска», но с изменениями, дополнениями в содержании,
использовании организационных форм образования в соответствии с особыми
образовательными потребностями воспитанников.
Нормативно-правовой и документальной основой АОП являются:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
• Приказ МОиН Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»; \• Приказ МОиН РФ от 30.08.2014г. № 1014 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного
образования»;
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26;
• Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОУ;
• Устав ОУ

АОП — это комплексная программа по оказанию помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушениями речи) в
освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Программой предусматривается коррекция недостатков в речевом развитии, а
также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и
способностей детей в различных видах деятельности. Программа нацелена на
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей и охватывает образовательные области в соответствии с ФГОС
ДО:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Для обеспечения целостности педагогического процесса в МБДОУ «ДС
№ 469г.Челябинска» АОП интегрируется с Основной образовательной
программой дошкольного образования . Программа реализуется в течение
всего времени пребывания детей с ТНР в ДО.
Целью АОП является построение системы работы для коррекционноразвивающего воздействия, направленного на устранение речевого дефекта,
выравнивание психофизического развития детей и обеспечение их
всестороннего гармоничного развития.
Одной их основных задач АОП является овладение детьми
самостоятельной,
связной,
грамматически
правильной
речью
и
коммуникативными навыками, фонетической системой языка, элементами
грамоты, что создает условия для достижения основных целей дошкольного
образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного
воспитания, формирует психологическую готовность к обучению в
общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу
или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми
нарушениями речи,
Задачи АОП:
• создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их
психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми
и миром;

• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением
центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной
энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого
расстройства с различными особенностями психической деятельности.
Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С.
Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в
известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект
часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном
развитии, к своеобразному формированию психики. В МБДОУ «ДС № 469
г.Челябинска» созданы вариативные условия для получения образования
детьми, имеющими речевые нарушения. В зависимости от индивидуальных
особенностей ребенка с ОВЗ может быть организовано его пребывание в
группе комбинированной направленности, либо созданы условия для
совместного (инклюзивного) пребывания детей с ОВЗ и детей, не имеющих
нарушения развития. В МБДОУ «ДС № 469 г.Челябинска» функционирует 1
группа для детей с ТНР.
В ней осуществляется квалифицированная коррекция недостатков в
речевом развитии детей (от 4-х до 7 лет) по АОП, сформированной на основе
Адаптированной примерной основной образовательной программы для
дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л.В. Лопатиной,
разработанной на основе ФГОС ДО.
В целях реализации права детей с ОВЗ на инклюзивное образование по
месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор
образовательного учреждения и формы обучения для ребенка, окончательное
решение о выборе дошкольного учреждения и формы коррекционной помощи
принимают родители (законные представители).
Содержание педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения
речи, определяется целями и задачами коррекционно-развивающего
воздействия, которое организуется по трем ступеням, соответствующим
периодизации дошкольного возраста. Каждая ступень, в свою очередь,
включает несколько направлений, соответствующих ФГОС ДО и
деятельности специалистов по квалифицированной коррекции нарушений
речи у детей.
На первой ступени проводится коррекционно-развивающая работа с детьми
среднего дошкольного возраста. Она посвящена прежде всего
совершенствованию психофизических механизмов развития детей с ТНР,

формированию у них предпосылок полноценного функционирования высших
психических функций и речи, а также базовых представлений о себе и об
окружающем мире. Вторая ступень посвящена работе с детьми старшего
дошкольного возраста: восполняются пробелы в психоречевом развитии
детей, осуществляется квалифицированная коррекция нарушений речевого
развития, формируются и совершенствуются навыки игровой, физической,
изобразительной, познавательной и речевой деятельности.
На третьей ступени целенаправленная работа с детьми подготовительной к
школе группы с ТНР включает образовательную деятельность по пяти
образовательным областям, коррекцию речевых нарушений, профилактику
возможных затруднений при овладении чтением, письмом, счетом, развитие
коммуникативных навыков в аспекте подготовки к школьному обучению.
От ступени к ступени коррекционно-развивающая работа по Программе
предусматривает повышение уровня сложности и самостоятельности детей в
использовании ими усвоенных навыков и умений. Программное содержание
обеспечивает организацию и синтез разных видов деятельности, которые
помогают ребенку овладевать средствами и способами получения
элементарных знаний, дают возможность проявлять самостоятельность,
реализовывать позицию субъекта деятельности. Это позволяет детям в игре,
труде, общении усвоить некоторые общие понятия и затем перейти к
выделению частных представлений и отношений. При этом решение
программных образовательных задач предусматривается не только в рамках
непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных
моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в
самостоятельной деятельности дошкольников.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ТНР в основном
представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого
игрового занятия направлен на решение коррекционно-развивающих,
образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с
дошкольниками с ТНР, используют в разных формах организации
деятельности детей именно игровой метод как ведущий.
Оценка результатов освоения АОП включает в себя:
1) Педагогическую диагностику образовательного процесса, которая
основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов
образовательной
программы.
С
помощью
средств
диагностики
образовательного процесса можно оценить степень продвижения
дошкольника в образовательной программе. В ходе образовательной
деятельности, педагогами создаются диагностические ситуации, позволяющие
оценить индивидуальную динамику детей, скорректировать свои действия.

Форма проведения диагностики преимущественно представляет собой
наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в
дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и
специальные педагогические пробы (дидактические игры, задания, беседы с
использованием стимульного материала), организуемые педагогом.
2) Диагностические карты специалистов (учителей-логопедов, педагогапсихолога), предполагающие психолого-педагогическую диагностику детей,
нацеленную на выявление и изучение индивидуальных психологопедагогических особенностей детей. Она проводится для решения задач
сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей,
с письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанников.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».